Дороги увязнут в ценах на битум

Как беспрецедентный рост цен на битум повлияет на качество дорог и почему пострадают налогоплательщики

Дорожники бьют тревогу! По данным аналитиков, рост цен на битум в Сибири с марта 2016 года по апрель 2017 года составил 95-105%. Например, если в апреле 2016 года закупочная стоимость каждой тонны битума БНД 90/130 составляла 6,6 тысяч рублей за тонну, то в апреле 2017 года – уже 12,8 тысячи рублей за тонну.

Динамика роста цен на битум в марте-апреле 2016-2017 гг. (руб./т)

аналитика

То есть, если раньше сезонное отклонение закупочной стоимости материала составляло не более 10-15% по сравнению с предыдущим периодом, то сегодняшняя ситуация ставит под угрозу весь дорожно-строительный сектор региона. При этом по государственному контракту для расчета стоимости строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог в Новосибирской области используется нормативная база ФЕР (Федеральные Единичные Расценки), в которой стоимость битума, например, БНД 90/130 определена на сегодняшний день в размере 10, 9 тысячи рублей за тонну. Таким образом, дорожно-строительные организации Сибири в этом сезоне будут вынуждены доплачивать из собственного бюджета почти 2 тысячи рублей за каждую тонну вяжущего материала. Например, на капитальный ремонт одного километра автомобильной дороги второй категории дорожниками используется примерно 150 тонн битума. Получается, что компаниям придется нести прямые убытки в размере около 300 тысяч рублей за каждый километр дороги.

По мнению экспертов, такой беспрецедентный скачок цен на ключевой материал дорожно-строительной отрасли приведет к самым неутешительным результатам.  Вопросы к галопирующей системе ценообразования на битум в России появились достаточно давно. Ситуацию связывают, как с технологической частью производства и неэффективной системой хранения материала, так и с сезонностью его потребления. Эксперты издания  Neftegaz.RU  в свое время уже отмечали  непредсказуемость годовой и сезонной ценовой политики крупнейших российских нефтяных компаний, которая, по их мнению,  приводит, к «нецивилизованному коммерческому хранению битумов и извлечению прибыли за счет практически удвоения цен на них». «В любом случае говорить о долговечности дорожных покрытий на основе таких материалов не приходится», - уверены они. Более того, по мнению специалистов Федерального дорожного агентства «Росавтодор», «традиционные дорожные битумы  уже не отвечают требованиям сегодняшнего дня, ведь долговечность асфальтобетонного покрытия, как известно, зависит в первую очередь от свойств вяжущих. Нагрузки на дороги растут, это приводит к быстрому изнашиванию дорожного полотна, а выделяемые государством средства уходят в результате не на строительство новых дорог, а на бесконечный ремонт старых».

Несмотря на некий запас прочности крупных стабильных дорожно-строительных компаний к «рыночной турбулентности», а также внедрение современных технологий и эффективных методов управления проектами, такое, практически, двукратное увеличение цен со стороны производителей и поставщиков основного дорожно-строительного материала, с высокой долей вероятности, способно, как минимум, поставить под угрозу финансовую стабильность дорожно-строительных компаний. А, как максимум, привести к оптимизации фондов оплаты труда дорожно-строительных организаций и даже к сокращению штата работников предприятий. Эти меры с точки зрения социальной ответственности компаний крайне критичны, ведь дорожно-строительные организации в районах являются чуть ли не ключевыми работодателями в сельской местности.

Удивительно, что на фоне общественных волнений по поводу роста тарифов ЖКХ, глобальная проблема с ценами на главный дорожный материал в преддверии дорожно-ремонтного сезона остается незамеченной в СМИ. Ведь так же, как и рост тарифов ЖКХ, повышение стоимости автомобильных дорог значительно повлияет на семейные бюджеты потребителей. Отличие лишь в том, что в случае с ЖКХ, потребитель почувствует изменения сразу же, получая каждый месяц новые счета за коммунальные услуги. Однако, стоит учесть, что в случае роста цен на строительство дорог, с карманами налогоплательщиков, так или иначе, произойдет то же самое.

Директор Союза дорожных организаций Новосибирской области Александр Штапов отмечает: «Мы встревожены столь резким скачком цен на битум. Ситуация, безусловно, ставит под угрозу финансовую стабильность дорожно-строительных компаний. Мы опасаемся за дальнейшую судьбу нашей отрасли в целом и, главным образом, за качество выполняемых работ, сохранение рабочих мест и заработных плат работников».

На данный момент вопросом занялись антимонопольщики. По поручению Правительства РФ и в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ФАС России прорабатывает вопрос обоснованности роста цен на битум, используемый в дорожном строительстве. В конце марта компании, реализующие оптовые сделки нефтяного дорожного битума на внутренний рынок и на экспорт, должны предоставить всю необходимую для анализа информацию по запросу Службы. «Такие скачки цен в начале сезона, безусловно, вызывают наше беспокойство. Сейчас задача - оперативно провести анализ цен и разобраться в объективности их изменений», - подчеркнул начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

«С нетерпение ждем результатов экспертной оценки Антимонопольной службы. Надеемся, что будут предприняты все необходимые меры и урегулированы вопросы, связанные с ценообразованием в отрасли», - заявил член Президиума Союза дорожных организаций Новосибирской области, генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор» Андрей Лобанов.